TravelWind.ru - Портал для любителей путешествий - Ветер странствий
 СТРАНЫ   ОТЕЛИ   НОВОСТИ   СТАТЬИ   ПОГОДА   ФОТООБОИ 
  Подмосковье
  Отдых у моря
  Экзотика
  Экскурсии
  Горные лыжи
  Лечение
  Все страны

  Дайвинг
  Виндсерфинг

  Советы туристам
  Анекдоты

  Реклама на сайте
  Ссылки





Япония

ЯПОНИЯ

ЯПОНИЯ



Японское представительство Посейдона

Япония сегодня Январь 2008

М. Кавицкий

Религиозные предания относят появление первых синтоистских храмов в Японии к глубокой древности — началу I тысячелетия н. э. Когда точно это происходило, выяснить невозможно. Ведь храмы, воздвигнутые из дерева, не раз горели, перестраивались и переносились с места на место. А первые письменные памятники Японии — "Кодзики" и "Нихонги", — где есть упоминания об этих святилищах, появились лишь в VIII веке, то есть когда живых свидетелей закладки древних храмов уже не оставалось и события приходилось фиксировать по сохраненным в памяти поколений легендам. Так вот, считается, что наиболее древними и почитаемыми храмами в стране были Исэ дзингу, посвященный богине Солнца Аматэрасу, и Идзумо тайся, построенный в честь бога ветра Сусаноо. Оба эти сооружения датируются III веком н. э. Для народа, живущего на островах, солнце и ветер, конечно же, были весьма важными доминантами жизни. Но для моряков, рыбаков, прибрежных жителей, живущих морем, если не самым главным, то наиболее уважаемым небожителем был бог моря. Именно ему и был посвящен храм, построенный в том же III веке н. э. там, где ныне раскинулись городские кварталы мегаполиса Осака.

Если верить сказаниям, это произошло в 211 году. Тогда легендарная императрица Японии Дзингу вернулась на родину после тяжелого и полного опасностей плавания в Корею. Стремясь выразить благодарность морским богам, сохранившим ее корабль от бурь и штормов, мелей и подводных рифов, императрица повелела заложить в местечке Сэтцу (ныне прибрежная зона Осаки) храм. Буддизм в то время еще не пророс на почве Японского архипелага, и дань почтения решено было воздать божествам, порожденным богом-созидателем Идзанаги, лично участвовавшим в сотворении Японского архипелага. У этого бога было много божественных отпрысков. Тех из них, кто "отвечал" за водную стихию, именовали Суминоэ-но-Оками. Это был своего рода коллективный японский Посейдон. А если точнее, так именовали троицу — Сокодзуцуо-но Микото, Накадзуцуо-но Микото и Увадзуцуо-но Микото (условно их можно было бы определить как богов придонной воды, средней воды и верхней воды). Со временем к этой троице присоединилось и еще одно божество — Окинагатарасихимэ-но Микото, то есть дух самой императрицы Дзингу.

Чтобы обеспечить надлежащий кров всем четырем божествам, строители храма воздвигли в ряд четыре одинаковых строения. Японская архитектура еще не ощутила в то время какого-либо влияния континентального зодчества. Поэтому дизайн Сумиёси тайся (такое название получило святилище) отражал сугубо национальные представления о религиозном сооружении. Деревянные дома имели крутые двускатные крыши с большими свесами, крытые корой кипарисника. Верхушку каждой крыши украшали "рога" — насесты для птиц. По сути таким же насестом служили и выкрашенные суриком ворота тории, обозначавшие вход на освященную территорию храма. Единственная дверь у каждого из четырех домов была в торце здания, которое перегородкой делилось на две части — переднюю (гэдзин) и заднюю (найдзин). Именно в задней комнате и предполагалось местопребывание божественного духа. Подобный архитектурный стиль в дальнейшем стали именовать сумиёси-дзукури.

Дерево, из которого возводились храмовые сооружения, подбирали в священных лесах. Бревна не должны были иметь ни сучка, ни червоточины. Но даже самый тщательный отбор не гарантировал длительную сохранность древесины в условиях влажного климата. Поэтому еще в древности было установлено правило, по которому храм каждые двадцать лет разбирали, а его святых обитателей в ходе торжественной церемонии перемещали в точно такие же сооружения, возводившиеся рядом со старыми. Последний раз такое "переселение" произошло в 1810 году. К тому времени японцы уже научились более или менее успешно обрабатывать древесину химикатами с тем, чтобы предохранить ее от гнили, древоточцев и пожаров.

Святилище Сумиёси тайся всегда привлекало толпы паломников. Особенно людно здесь бывает в первые дни Нового года, когда японцы устремляются в храмы, чтобы помолиться об успехах в наступившем году и представить божествам своих отпрысков с тем, чтобы заручиться для них небесной поддержкой. Вдруг дети с годами проявят интерес к мореплаванию! "Подшефными" морских богов становились не только моряки, рыбаки и путешественники. Боги Сумиёси тайся оказывают покровительство и поэтам. Дело в том, что храм, построенный в прибрежной зоне Сэтцу, был окружен поистине божественными пейзажами. Морская гладь, чистый желтый песок, прибрежные дюны, поросшие прихотливо изогнутыми соснами, привлекали в этот район всевозможных стихотворцев, искавших вдохновение в окружающей природе. И удостоенные этой благодати поэты спешили в храм, чтобы вознести хвалу своим небесным покровителям.

Кроме того, как и любое божество синтоистского пантеона, Суминоэ-но-Оками не остается равнодушным к судьбе рисоводов. В память об этом каждый год 14 июня здесь проводится торжественная церемония тауэ — высадка рисовой рассады на поля. Пока одетые в праздничные кимоно женщины трудятся в поле, не менее ярко наряженные мужчины стучат в барабаны и танцуют, привлекая божественное внимание к процедуре.

Еще один красочный фестиваль проводится здесь с 30 июля по 1 августа, когда в праздничной обстановке с шествиями, танцами и щедрыми возлияниями отмечается начало сбора урожая риса. Каждый из таких праздников привлекает до 3 млн. богомольцев и туристов.

Об исключительной важности для японцев этого святилища свидетельствует и искусство. Знаменитая средневековая писательница Мурасаки Сикибу, жившая во второй половине X — первой половине XI в., описывает, как принц Гэндзи, главный герой ее прославленного романа "Гэндзи моногатари", посещает эти места, чтобы возблагодарить богов, спасших его корабль во время шторма. А на рисунках, которыми в дальнейшем стали иллюстрировать текст романа, можно увидеть и поныне сохранившийся горбатый мостик (тайко-баси), построенный на пожертвование супруги знаменитого полководца Тоётоми Хидэёси в благодарность за рождение сына. Люди не столь высокого положения — чиновники, воины, купцы — свою благодарность богам выражали в другой форме. На территории храма насчитывается более 6 сотен каменных фонарей, поднесенных храму богомольцами.

К этому надо добавить, что в старые времена добираться до столь важного святилища паломникам было иногда затруднительно. Поэтому по всей стране были построены филиалы Сумиёси тайся — до двух тысяч таких храмов, где можно было пообщаться с духами морских богов и достославной императрицы Дзингу. Особенно активно такие филиалы возводили в IV–V веках.



© Япония сегодня

Январь 2008

Дополнительная информация:   

  Япония

Публикации по теме


Япония на квадриллион йен
Аэрофлот Февраль 2006

Годзюон. Ощущения Востока
Аэрофлот Февраль 2006

Живой дух самураев
Аэрофлот Февраль 2006

Дом по-японски
Аэрофлот Февраль 2006

Волшебный горшочек набэмоно
Аэрофлот Февраль 2006

Гора восходящего солнца
Коммерсант Ноябрь 2006

5 самых интересных метро мира
Собственник Сентябрь 2006

Работа верблюдом
Ведомости Июнь 2007

Современные деньги Японии
Япония сегодня Август 2007

Денежная система Токугава
Япония сеогодня Февраль 2007

Фугу за рубежом
Япония сегодня Декабрь 2007

Только для поклонников анимэ
Япония сегодня Декабрь 2007

Визитная карточка японской кухни
Вокруг света Июль 2008


Фотографии:
















Все фотографии

© 2005-2013  TravelWind.ru  
Папуа-Новая Гвинея | Лицензирование | Генуя | Аликанте | Перт | Toyota | Смоковцы | Кушадасы



Туризм и Отдых Турция Египет Испания Rambler's Top100 Rambler's Top100