TravelWind.ru - Портал для любителей путешествий - Ветер странствий
 СТРАНЫ   ОТЕЛИ   НОВОСТИ   СТАТЬИ   ПОГОДА   ФОТООБОИ 
  Подмосковье
  Отдых у моря
  Экзотика
  Экскурсии
  Горные лыжи
  Лечение
  Все страны

  Дайвинг
  Виндсерфинг

  Советы туристам
  Анекдоты

  Реклама на сайте
  Ссылки





Филиппины

ФИЛИППИНЫ

ФИЛИППИНЫ



Рай в ассортименте

Автопилот Авугст 2007

Валерйи Чусов

Мы уже имели возможность убедиться, что белый песок с накатывающимися на него лазурными волнами в жизни выглядит именно так, как на проспектах. Мальдивы, сейшелы или доминикана уже не только названия на марках экзотических государств, а реальность, данная нам, как минимум, в виде рекламы турагентств. И хочется двинуться куда-то еще - чтобы было так же хорошо, но уже немного по-другому.

Доктор Шольц живет в раю. Рай находится на острове Бадиан, и создал его Хартвиг Шольц, можно сказать, собственными руками. Конечно, он не возводил лично десятки вилл, не строил водопровод и не разбивал сады. Но он придумал курортный отель, названный просто и без затей Badian Resorts, и вложил собранные за время работы международным финансовым консультантом деньги в этот проект. Теперь он проводит девять месяцев в году здесь, на Филиппинах, управляя отелем вместе с местной уроженкой Марией Катрал. Он отдыхает в расположенном здесь же спа-комплексе, который входит в десятку лучших спа в Азии, и ужинает вместе со своими гостями под музыку и танцы местных артистов. Пообедать он иногда выезжает на маленький коралловый пляж, который также принадлежит отелю. В общем, жизнь удалась. Как и у тех европейцев и американцев, которые когда-то решились вложиться в туристический бизнес на Филиппинах.

Но Филиппины - это не только острова-отели. До Бадиана, например, нужно ехать из ближайшего аэропорта несколько часов и пересечь весь остров Себу. Одноименный город - второй по величине на Филиппинах, и к тому же в его аэропорт летают несколько крупных компаний. В том числе и Qatar Airways, с которой мы отправились в путешествие на Филиппины: прямых рейсов пока нет, а хаб в Катаре обеспечивает очень удобные стыковки для перелетов в Юго-Восточную Азию.

ПОЛОВИНА РОССИИ

Филиппины - совсем немаленькая страна. Население более 80 миллионов, то есть примерно половина российского. Правда, с территорией около 300 тысяч квадратных километров Филиппины существенно отстают. Остается только удивляться, где же разместились все эти 80 миллионов: большинство островов из иллюминаторов самолета выглядят почти девственными. Но при снижении мы уже различаем у побережья признаки цивилизации. Оказывается, лодки с балансирами остались не только на рекламных проспектах, тут ими пользуются просто как средством транспорта. В терминале аэропорта Себу мы узнаем, что тут вполне живы и другие традиции: представители местного управления по туризму приветствуют нас ожерельями. А по прибытии в расположенный недалеко от аэропорта отель Shangri-La Mactan мы получаем еще один обязательный элемент филиппинского сервиса: несколько сотрудников исполняют в нашу честь приветственную песню. И, похоже, им это искренне нравится. Нам с непривычки не совсем. Как и то, что багаж наш обнюхивает специально обученная собака - не верится, что в такой дружелюбной обстановке нужны особые меры. Но с точки зрения туриста мы соглашаемся, что властям в деле заботы о нашей безопасности лучше перестараться, чем наоборот. В данном случае дело упрощается тем, что отель находится на фактически закрытой и охраняемой территории, которая сильно отличается от того, что ее окружает.

По нашим меркам филиппинцы живут крайне тесно. Домики размером с иную сауну на пресловутых шести сотках, дороги узкие, и даже основной вид транспорта в пригородах - те самые суперкомпактные японские "микроавтобусы", которые у нас поместятся в "ракушку". Причем если японцы обычно сажают в такие по шесть человек, то на Филиппинах их используют в грузовых версиях со скамейками в кузове и возят уже человек по восемь. Местные называют этот транспорт "мультикаб".

"Шангри-Ла" - совсем другое дело. Островок европейской роскоши с парой бассейнов и адекватными заявленным пяти звездам номерами. Что приятно, бешеные по местным меркам цены выглядят куда гуманнее европейских - от 198 долларов за номер. Основные клиенты здесь - корейцы и японцы, так что для них это и вовсе сущий демпинг. Типичный повод для их поездок на Филиппины - медовый месяц. Так что любой уважающий себя отель готов предложить помещения для собственно церемонии, а также залы и зальчики для приватных банкетов. Учитывая специфику клиентуры, в комплекте к банкетному помещению идет и комната с караоке.

Для туристов устраивают праздничный ужин в местных традициях. Главным блюдом будет лечон-бабой - зажаренный целиком поросенок. Как и многие другие блюда филиппинской кухни, он отличается сладковатым привкусом. Что называется, на любителя. Обычно его называют просто лечон, но это вообще-то технология, по которой можно готовить, скажем, и курицу.

ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ПРИБОЙ

Отели типа Shangri-La очень удобны, когда нам нужно получить на отдыхе привычную атмосферу международной (что в наше время означает - европеизированной) роскоши. Дух Филиппин чувствуется лишь в деталях: коктейли в баре на основе здешнего крепкоалкогольного номера один, рома Tanduay, да элементы национальных традиций в развлечениях. На Боракае - самом курортном острове - национального колорита побольше. Удивительно, но на его крошечной территории поместился аэропорт. Чтобы шум самолетов не мешал отдыхающим, в качестве основного для Боракая служит аэропорт в Катиклане на соседнем острове. Трансфер выглядит так: из аэровокзала (площадь зала прилета и выдачи багажа - метров тридцать-сорок, не считая туалета) мы пешком отправляемся во что-то вроде яхт-клуба, из которого на катере нас везут на собственно Боракай. У местных жителей принято экономить на носках и обуви. Первые просто отсутствуют, а обувь вполне легкосъемная и легкомоющаяся, так что пирсы и трапы тут воспринимаются как излишество. Полосу прибоя приходится преодолевать в локальном стиле - просто разувшись.

Необходимость переправы на катере компенсируется изумительными (особенно для впервые посетивших острова) видами побережья. Затем предстоит поездка буквально через весь остров. Владелец отеля Pinjalo Club и дайв-центра Calypso присылает за нами свою Toyota Tamaraw - один примерно из пары десятков автомобилей привычного нам размера на Боракае. Но мы выбираем трицикл - мотоцикл с многоместной коляской. На Боракае считается, что в такую коляску могут сесть до шести человек. Пришлось внести поправку: даже впятером мы помещались лишь частично. А потом техника в лице одного из колес сказала свое веское "нет". Так что пришлось нанимать еще один агрегат. Что нас совсем не разорило: любой маршрут стоит семь песо с пассажира. То есть 3 рубля 50 копеек.

Глава департамента по туризму Боракая подтверждает наши предположения: этот остров - едва ли не самый бедный из 7107 островов, и, собственно, туризм является главным источником дохода. Правда, довольно быстрорастущим. Основная местная достопримечательность - роскошный Белый пляж длиной четыре километра привлекает сюда и местных, и зарубежных туристов. На острове около двухсот отелей, причем те, которые стоят свыше 120 долларов за ночь, считаются дорогими. А есть и те, в которых можно уложиться и в тридцать. Причем гостиницы есть разных типов: в Pinjalo Resort нас селят в виллах, окружающих тропический сад. А если вас интересует более привычный американо-европейский стиль, то на это есть, например, Microtel. Правда, традиционные стандарты плюс выход к пляжу обходятся дороже, чем виллы с тропическим садом: до 150 евро за ночь. Из Европы в боракайский Microtel чаще всего приезжают итальянцы, ну и русские тоже бывают.

С активным отдыхом тоже все в порядке. У Pinjalo - собственный дайвинг-клуб Calypso. Владелец обоих заведений Рене Буоб променял родную Швейцарию на Филиппины еще в восьмидесятые годы. Он извиняется за то, что в отеле время от времени пропадает электричество. "Видите ли, двадцать лет назад электричества тут не было вообще, так что, с моей точки зрения, положение даже несколько улучшилось". Во многих отелях предусмотрены резервные генераторы, поэтому долго страдать без тока не приходится. В Pinjalo есть даже телевизоры, что, как позже выяснилось, для филиппинского курортного отеля редкость. Большинство гостей предпочитают проводить дни на пляже или во многочисленных дайвинг-центрах. А вечера - в ресторанах и барах, которых здесь немало.

Рене приехал на Филиппины ради дайвинга. В восьмидесятые этот вид отдыха здесь был развит довольно слабо, так что предприимчивым европейцам было где развернуться. Тем более что подводные пейзажи Филиппин очень разнообразны и обширны, а исследование океанской жизни на разных глубинах и в разных условиях дают возможность получить удовольствие дайверам с любым уровнем подготовки. Сейчас дайв-центр Рене - один из крупнейших и комфортабельных на White Beach.

Если вас не тянет на дно, можно пообщаться с филиппинской природой в местном парке бабочек. Собственно, бабочки занимают сравнительно небольшую его часть, огороженную сеткой, и делят ее с парой летучих... кажется, собак.

ПЛАВНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Потренировавшись на Боракае с его трициклами, отправляемся в еще более уединенное место. Отель Club Paradise расположен на отдельном острове под названием Димакия. Здесь взлетно-посадочная полоса и аэропорт еще скромнее, понимаешь, что экзотика уже началась. Особенно очевидным это становится, когда мы видим прибывший за нами транспорт: это настоящий джипни. Когда-то после Второй мировой покидавшие Филиппины американские части оставили свои армейские джипы (в основном Ford и Willys, но это уже не важно). Местные предприниматели использовали их как основу для общественного транспорта. Удлинили кузов, поставили крышу и скамейки в заднем отделении. Теперь их делают на шасси размером покрупнее, так что на продольных скамьях в кузове размещаются человек десять европейцев. Филиппинский мальчик успешно устраивается на крыше следить за нашими чемоданами. Кустарное изготовление в сочетании с азиатской фантазией заказчиков и производителей превращают каждый джипни в яркую индивидуальность. Комфортабельней он от этого не становится, однако мы уже начинаем чувствовать себя смелыми путешественниками, которым ничего не страшно, даже отсутствие кондиционера в течение целого часа.

Поездка по Бусуанге дает нам понять, что жалобы на качество дорог в России - не более чем капризы баловней цивилизации. Тут дороги встречаются только местами, причем некоторые из них имеют двойное назначение: в одной из деревень на слегка расширенном участке улицы стоят баскетбольные щиты. Плюсы слабой интенсивности движения.

До острова с "Райским клубом" приходится добираться на катере в классическом стиле, то есть обязательно с балансирами. Между шестами для двух дополнительных "корпусов" натянута сетка, на которую можно складывать что-нибудь нужное. Например, рыбу или просто загорающих туристов. Незагорающие сидят под тентом на продольных скамейках - на Филиппинах на многих средствах транспорта любят именно такую компоновку салона. Видимо, за экономичность. Отель встречает нас привычной уже приветственной песней, ожерельями (на этот раз из живых цветов) и welcome drink из чего-то фруктового. В коттеджах мебель в местном стиле, нет телевизоров, и огромных размеров санузел. Табличка в нем просит разделить любовь хозяев острова к природе и не сетовать на не очень горячую воду. Кому нужна горячая вода, когда на улице днем под тридцать? Еще один элемент местной специфики - полное доверие персонала к самим себе и гостям. Доставленный багаж оставляют прямо на крыльце. К этому быстро привыкаешь, как и ко всему хорошему.

Кроме классических развлечений курортного типа - бассейна и пляжа, тут активно предлагают дайвинг. Можно поискать дюгоней - трехметровых представителей Красной книги - в округе несколько мест их проживания, самых продвинутых дайверов зазывают на затонувшее судно.

ЛИЧНЫЙ ЭКСКЛЮЗИВ

У нас же программа своя - мы отправляемся в город Корон, расположенный с другой стороны Бусуанги. Для столь длительной поездки джипни уже не подходит, два часа без кондиционера будет для нас жестковато, так что арендуем микроавтобусы Hyundai. Корон - это филиппинская классика, здесь европейский стиль исполнен с азиаткой компактностью и некоторой небрежностью. Дома стоят на сваях, образуя улицы. Почти Венеция, только более компактная и не очень чистая.

Остров Корон - в нескольких километрах воды от одноименного города. Мы начинаем нашу экскурсию с озера Одинокой Барракуды. Как она туда попала - неизвестно; возможно, в юности ее затащило приливом, а потом сообщение с морем было перекрыто. Раньше она охотно общалась с дайверами, от скуки забыв о страхе и агрессии. Но недавно умерла, так что повод для нашего посещения иной: озеро пополняется за счет подземных источников и потому чем глубже, тем теплее. Чтобы развлечь себя новыми ощущениями, нам предстоит преодолеть скалы, причем с полным снаряжением, довольствуясь лишь деревянными поручнями - на лестницу дерева не хватило.

У причала нас встречает щит. На тагалоге и английском он сообщает: законы страны тут не действуют, остров является собственностью местного племени - мол, ведите себя прилично. На поверхности озеро несколько разочаровывает: вода, кажется, холоднее, чем в море. Однако под водой температура нарастает, и метрах на двадцати она уже выше 36,6 градусов. Наш инструктор настолько разогрелся, что, сняв жилет-компенсатор вместе с баллонами, стягивает верхнюю часть гидрокостюма. Трюк не для начинающих. Из живности здесь почти прозрачные рачки, из пейзажей - пещеры в почти отвесной стене.

Есть на Короне еще одно озеро - Горного Духа. К нему, как понятно из названия, тоже придется лезть через горы, но уже по оборудованной лестнице и без снаряжения: духа может побеспокоить активное вмешательство, так что плавать в его озере разрешено максимум с ластами. Список малодоступных красот Корона продолжает двойная лагуна. В первую ее часть можно попасть на катере. А чтобы увидеть вторую, нужно пересечь небольшую скальную гряду, на этот раз под водой. Зачем все эти сложности? А вот просто посмотреть. Индустриализация и Интернет позволяют нам копировать все, что угодно, и из эксклюзивных товаров остались одни только личные впечатления. Природа разнообразна в каждом своем проявлении, и вид на очередные скалы и леса невозможно заменить другим.

Финал нашего путешествия на Корон благодаря непредсказуемости природных сил обеспечил еще одно чисто филиппинское впечатление. Когда мы возвращались в Club Paradise, волна не позволила катеру подойти к берегу. После часового ожидания принимающая сторона решила доставить нас на Димакию индивидуальным порядком - на каяках. Этот такая маленькая лодка без бортов. Судя по воспоминаниям туристов, главный развлекательный элемент каяка в качестве туристского аттракциона - суметь не перевернуться. Нас будут перевозить опытные гребцы, но мы для них тяжеловаты, да и волна все-таки... Сумки упаковываем в водонепроницаемые мешки, а вот пассажирам таковых не положено.

СТОЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Одичав как следует, можно отправляться в Манилу. Азиатская экзотика тут пребывает в гармонии с европейскими развлечениями. Например, отель Sofitel Plaza, успешное сочетание стандартов пятизвездочного бизнес-отеля с курортным комплексом: близость к центру города и аэропорту совсем не мешает наличию пляжа и бассейнов. Роскошный ресторан-буфет предлагает выбор из восьми кухонь мира, включая индийскую. Тут, правда, не без местной специфики. Приготовление пасты выглядит так: заранее сваренные и уже остывшие фарфалле повар разогревает при вас на сковородке. Мы предпочтем здешние устрицы с нездешним вином. Филиппинский виноград не подходит для виноделия, так что этот бизнес тут захватили соседи: Австралия и Южная Америка. В столице вино не проблема, а вот в каком-нибудь городке помельче вам предложат на выбор весь запас ресторана - обе бутылки.

Основная достопримечательность Манилы - район старого города, который по-испански называется Интрамурос - "внутри стен". Тут найдется весь положенный столице колонии комплект: дворцы, церкви и дома носителей духа цивилизации. Испанцы, конечно, были угнетателями, что не помешало им принести на Филиппины (названные, кстати, в честь короля Филиппа) европейскую культуру.

В стандартную программу входит "Манильский дом" - восстановленная квартира богатой манильской семьи. С одной стороны, комнаты куда просторнее даже довольно дорогого гостиничного номера наших времен. С другой - тут ведь не только жила семья хозяина, включая холостых дядюшек и овдовевших бабушек, но и располагался офис. В любом случае, большое пространство помогало пережить жару, как и кровати с символическим матрасом, уложенным прямо на раму из ротанга. Как и в других бывших испанских колониях, балконы здесь оснащены специальными жалюзи, сквозь которые можно наблюдать за происходящим на улице, не выглядывая наружу. Этот режим "невидимки" был предназначен для просмотра карнавалов и шествий местными дамами, которым не полагалось выходить в одиночестве. Более прочего нас потрясла уборная: с роскошным двухместным унитазом с широкой доской между посадочными местами. Говорят, на ней часто играли в шахматы. В качестве дополнительных средств безопасности на трициклах и джипни пишут вдохновляющие надписи вроде "Мы ежедневно молимся о том, чтобы эта машина возила вас безопасно", "Господь наш, сохрани эту машину и ее пассажиров". Или более общего типа: "Господь есть пастырь мой".

Специфика местного уровня жизни дает российским туристам интересную возможность почувствовать примерно то же, что чувствовали иностранцы в России в начале девяностых. Так, сигареты заграничных марок типа Marlboro и Mild Seven стоят в пять-шесть раз дороже, чем местные бренды; в пересчете на рубли - шесть вместо тридцати. Это касается почти всего, и кофе в гостиничном баре обойдется примерно в ту же сумму, что и целый обед для филиппинской семьи.

За людей, конечно, обидно, но что мы можем сделать? Купить у очередной маленькой девочки браслет из раковин или, если встреча произошла в городе, а не у прибрежной деревушки, пакетик кэшью за двадцать песо? Для нас десять рублей не сумма, и купить за них несколько минут осознания своей душевной широты - не самая худшая идея.



© Автопилот

Авугст 2007

Дополнительная информация:   

  Филиппины

Публикации по теме


7000 островов на краю света
Журнал «МОТОР» Февраль 2006

Страна, в которой правит фиеста
Turizm.ru

Филиппинцы национализировали мелочь
Иностранец Март 1998

Не бросайте "писо" в писсуар - это деньги
Иностранец Ноябрь 1996

Любителям брызг - филиппинское шампанское
Иностранец Сентябрь 1997


Фотографии:
















Все фотографии

© 2005-2013  TravelWind.ru  
Мюнхен | Пенанг | Китай | Киото | Истрия | Карловы Вары | Мачу-Пикчу | Рованиеми



Туризм и Отдых Турция Египет Испания Rambler's Top100 Rambler's Top100